Practical aspects of implementing activities by external state (municipal) financial control bodies at regional and local levels
Practical aspects of implementing activities by external state (municipal) financial control bodies at regional and local levels
Abstract
The study evaluates the control activities carried out by the relevant authorities in 2019–2024, which is the research subject. The aim is to identify tendencies that have emerged in the implementation of external state (municipal) financial control activities and to reveal their causes and consequences. The hypothesis is put forward that the number of violations detected is directly dependent on the number of control measures carried out by control and accounting bodies. In the results of the research, the author identifies an imbalance in the workload on various groups of control objects in the public sector. Based on an analysis of the implementation of control activities by external state and municipal financial control bodies at the regional and local levels, the introduction of two calculation indicators is suggested. As a proposed measure for a more uniform and rational conduct of control measures by groups of control objects and equalisation of the workload among them, an indicator of the average number of violations detected per control action and the average amount of the detected violation per control action is derived. The methodology for their application and the potential opportunities for taking them into account when planning control measures for groups of control objects are also provided.
1. Введение
В условиях постоянно совершенствующейся системы программно-целевого финансирования, трансформации механизма реализации национальных проектов, Правительство Российской Федерации (далее — РФ) отмечает особую значимость межотраслевых проектов и механизмов территориального развития государства. Так, в период территориального и отраслевого развития российской экономики, которое осуществляется в большей своей части за счет перераспределения централизованных ресурсов, государственный (муниципальный) финансовый контроль (далее — Г(М)ФК) становится особо важным и неотъемлемым элементом системы управления общественными финансами. В данном контексте необходимо отметить, что перед органами внешнего Г(М)ФК поставлена задача не только оперативного контроля реализуемых мероприятий национальных проектов и государственных программ — Президент РФ поставил Счетной палате РФ задачу по анализу и формированию рекомендаций для Правительства РФ по итогам пятилетнего цикла реализации национальных проектов в 2019–2024 годах .
Существует и позиция, что оценка реализации государственных программ имеет непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие страны . Это связано с анализом и оценкой достижения целей, которые являются ключевыми аспектами для оценки эффективности государственной власти . Также проблема заключается в появлении ошибок, недостатков и нарушений, включая нормативно-методическую проблематику, создающую условия, которые вызывают нанесение ущерба государству при организации достижения целей национальных проектов . В этой связи важным аспектом деятельности органов внешнего Г(М)ФК становится обобщение опыта, полученного в процессе организации достижения целей национальных проектов. В первую очередь это необходимо для их более успешной реализации в последующее время в условиях принятия нового «пакета» национальных проектов, и, безусловно, для имплементации опыта реализации проектов на уровне регионов и муниципалитетов, обеспечивающих достижение показателей государственных программ и входящего в состав национального проекта. Так как последние реализуются в развитии регионов и отраслей экономики, важными уровнями внешнего аудита являются мероприятия контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Особенно это важно для первичного сбора информации для Счетной палаты. Также государственный аудит способен не только выявлять проблемы системного характера организации деятельности по использованию бюджетных средств, но и предлагать меры для их устранения .
В условиях трансформации системы Г(М)ФК его функционирование преобразуется в заблаговременное предупреждение возможных нарушений до их систематического проявления, то есть происходит его качественное развитие в области риск-ориентированного подхода . В этой связи в ходе исследования проведен анализ деятельности контрольно-счетных органов и ее сравнение между двумя уровнями за 2019–2024 гг. Целью исследования представляется определение тенденций, возникших в проведении мероприятий внешнего Г(М)ФК, выявление их причин и последствий. Выдвигается гипотеза, что количество выявляемых нарушений прямо зависит от количества проводимых контрольных мероприятий контрольно-счетных органов. Исследование проведено с помощью методов математической статистики, сопоставления, сравнения, обобщения и синтеза.
2. Основные результаты
Необходимо обозначить, что Г(М)ФК и аудит является основополагающей частью бюджетного процесса и реализуется соответствующими органами внутреннего и внешнего государственного финансового контроля и аудита . При этом применительно к внешнему Г(М)ФК применяется другое понятие — государственный финансовый контроль (аудит), установленное в нормативно-правовых актах . Поэтому рассматриваемый в целях настоящего исследования Г(М)ФК подразумевает только внешний контроль.
Последующий ход статьи представляет анализ итогов проведения контрольных мероприятий за 2019–2024 годы среди трех совокупностей объектов Г(М)ФК публично-правового сектора, указанных в последующих таблицах. Так, в таблице 1 представлена динамика количества проверок соответствующими органами.
Таблица 1 - Количество проверок контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований по группам объектов контроля за 2019–2024 годы
Объект контроля / уровень и год | Количество проверок, штук | |||||||||||
Местный | Региональный | |||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Государственные(муниципальные) органы | 710 | 214 | 200 | 154 | 131 | 30 | 1714 | 1422 | 1364 | 919 | 569 | 107 |
Государственные(муниципальные) унитарные предприятия | 23 | 9 | 6 | 3 | 5 | 0 | 21 | 18 | 23 | 19 | 6 | 1 |
Государственные(муниципальные) учреждения | 284 | 136 | 106 | 91 | 74 | 4 | 725 | 771 | 598 | 548 | 501 | 102 |
Всего | 1017 | 359 | 312 | 248 | 210 | 34 | 2460 | 2211 | 1985 | 1486 | 1076 | 210 |
Примечание: составлено автором по данным портала государственного и муниципального финансового контроля и аудита [8]
Отметим, что наблюдается стабильное уменьшение количества проверок всех объектов контроля на обоих уровнях. За шесть лет общее количество проверок на местном уровне снизилось в 30 раз, а на региональном в 12 раз. При том за последний год произошло максимальное относительное снижение: в 7 и 5 раз соответственно. Количество проверок стало наименьшим для государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее Г(М)УП) и в 2024 году составило только одну проверку на уровне субъектов РФ. Спад количества проверок, по мнению автора, вызван введением большого количества санкций в отношении России. Также причиной является рост иных расходов бюджета, что объясняет уменьшение ресурсной оснащенности органов внешнего Г(М)ФК. Далее проанализировано количество выявленных нарушений, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Количество выявленных нарушений контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований по группам объектов контроля за 2019–2024 годы
Объект контроля / год | Количество нарушений, штук | |||||||||||
Местный | Региональный | |||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Государственные(муниципальные) органы | 2134 | 1172 | 1139 | 992 | 706 | 62 | 10804 | 6860 | 7025 | 4862 | 2830 | 331 |
Государственные(муниципальные) унитарные предприятия | 360 | 52 | 34 | 34 | 81 | 0 | 893 | 142 | 695 | 149 | 30 | 2 |
Государственные(муниципальные) учреждения | 2504 | 948 | 457 | 477 | 462 | 38 | 6886 | 3537 | 3328 | 2891 | 2099 | 195 |
Всего | 4998 | 2172 | 1630 | 1503 | 1249 | 100 | 18583 | 10539 | 11048 | 7902 | 4959 | 528 |
Примечание: оставлено автором по данным портала государственного и муниципального финансового контроля и аудита [8]
В отношении количества выявленных нарушений наблюдается ситуация, аналогичная представленной в таблице 1, за исключением двух элементов. Первое — резкий рост количества выявленных нарушений на уровне муниципалитетов по Г(М)УП за 2023 год. Однако это связано с «проверкой эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека №66», а также эффективного использования средств, от приносящей доход деятельности, за 2022 год», в рамках которой было выявлено 75 нарушений (из 81 в общем количестве). Второе — резкий рост количества выявленных нарушений на региональном уровне по Г(М)УП за 2021 году в сравнении с 2020 году. В данном случае это связано с «проверкой финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительного управление №3», в части использования финансовых ресурсов на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования», которая выявила 575 нарушений (из 695 в общем количестве). Однако, как обозначено в таблице 1, в 2024 году наблюдается фактически прекращение проверок по Г(М)УП. По мнению автора, это является существенным недостатком, так как уменьшение выборки для проверки сокращает возможность поиска объектов, совершающих финансовые нарушения. Это в том числе объясняет значительное снижение выявленных нарушений по указанным объектам в последние годы анализа. Обратимся к суммарным характеристикам нарушений, представленным в таблице 3.
Таблица 3 - Сумма нарушений выявленных контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований по группам объектов контроля за 2019–2024 годы
Объект контроля / год | Сумма нарушений, млн. руб. | |||||||||||
Местный | Региональный | |||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Государственные(муниципальные) органы | 6587 | 1787 | 2594 | 371 | 211 | 106 | 67355 | 30490 | 43316 | 10982 | 26193 | 25302 |
Государственные(муниципальные) унитарные предприятия | 424 | 105 | 26 | 27 | 18 | 0 | 2207 | 443 | 1303 | 455 | 1457 | 166 |
Государственные(муниципальные) учреждения | 1762 | 889 | 160 | 97 | 70 | 1 | 19443 | 8110 | 5973 | 9057 | 3032 | 552 |
Всего | 8774 | 2780 | 2780 | 495 | 298 | 107 | 89005 | 39043 | 50591 | 20494 | 30682 | 26019 |
Примечание: составлено автором по данным портала государственного и муниципального финансового контроля и аудита [8]
Анализируя скомпилированную информацию, отметим, что если первые два показателя коррелируют между собой, то показатель общей суммы выявленных нарушений не демонстрирует определенную динамику: наблюдается его снижение и повышение на рассматриваемом периоде. Это, аналогично количеству нарушений, связанно с отдельными проверками, в рамках которых были выявлены объемные нарушения. Например, «проверка отдельных вопросов соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе исполнения полномочий по осуществлению контроля за выполнением условий договоров аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества за 2020 год и текущий период 2021 года» комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска в 2021 году выявила нарушений на 1608 млн. руб. (из 2594 млн. руб. в общем объеме) . Или, например, «проверка законности, целевого и эффективного использования средств бюджета Тамбовской области, направленных на оснащение оборудованием детских больниц (корпусов) (приобретение немедицинского оборудования и мебели) в процессе достижения целей федерального (регионального) проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Тамбовская областная детская клиническая больница», сумма нарушений которой в 2022 году составила 1718 млн. руб. (из 9057 млн. руб. в общем объеме) . Однако по данным за 2019 год и 2024 год видно наличие определенного тренда: общая сумма нарушений значительно снизилась в 2024 году по сравнению с 2019 годом по всем группам объектов контроля.
Далее в таблицах 4 и 5 представим показатели, предлагаемые автором в качестве индикаторов эффективности контрольных мероприятий, реализуемых контрольно-счетных органов регионов и обеспечивающие достижение показателей и реализацию мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта.
Таблица 4 - Среднее количество выявляемых нарушений на одно контрольное мероприятие, проводимое контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований по группам объектов контроля за 2019–2024 годы
Объект контроля / уровень и год | Среднее количество нарушений на одно контрольное мероприятие, штук | |||||||||||
Местный | Региональный | |||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Государственные(муниципальные) органы | 3,0 | 5,5 | 5,7 | 6,4 | 5,4 | 2,1 | 6,3 | 4,8 | 5,2 | 5,3 | 5,0 | 3,1 |
Государственные(муниципальные) унитарные предприятия | 15,7 | 5,8 | 5,7 | 11,3 | 16,2 | - | 42,5 | 7,9 | 30,2 | 7,8 | 5,0 | 2,0 |
Государственные(муниципальные) учреждения | 8,8 | 7,0 | 4,3 | 5,2 | 6,2 | 9,5 | 9,5 | 4,6 | 5,6 | 5,3 | 4,2 | 1,9 |
Среднее | 4,9 | 6,1 | 5,2 | 6,1 | 5,9 | 2,9 | 7,6 | 4,8 | 5,6 | 5,3 | 4,6 | 2,5 |
Примечание: составлено автором
В таблице 4 представлен показатель количества выявляемых нарушений на одно контрольное мероприятие. Так, наибольшие значения присутствуют у Г(М)УП. Также в таблице 4 указано среднее значение по всем объектам контроля по годам. Автором предлагается сравнение фактических показателей со средним по году и с другими объектами контроля. Например, по итогам 2024 года, необходимо на местном уровне увеличить количество контрольных мероприятий в отношении государственных (муниципальных) учреждений, а на региональном — для государственных (муниципальных) органов, так как их показатели превышают средний за 2024 год, а у остальных групп объектов контроля они ниже среднего.
Таблица 5 - Средняя сумма нарушений на одно контрольное мероприятие, проводимое контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований по группам объектов контроля за 2019–2024 годы
Объект контроля / год | Средняя сумма нарушений на одно контрольное мероприятие, млн. руб. | |||||||||||
Местный | Региональный | |||||||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Государственные(муниципальные) органы | 9,3 | 8,4 | 13,0 | 2,4 | 1,6 | 3,5 | 39,3 | 21,4 | 31,8 | 11,9 | 46,0 | 236,5 |
Государственные(муниципальные) унитарные предприятия | 18,5 | 11,6 | 4,3 | 9,1 | 3,5 | - | 105,1 | 24,6 | 56,6 | 23,9 | 242,9 | 165,5 |
Государственные(муниципальные) учреждения | 6,2 | 6,5 | 1,5 | 1,1 | 0,9 | 0,2 | 26,8 | 10,5 | 10,0 | 16,5 | 6,1 | 5,4 |
Среднее | 8,6 | 7,7 | 8,9 | 2,0 | 1,4 | 3,1 | 36,2 | 17,7 | 25,5 | 13,8 | 28,5 | 123,9 |
Примечание: составлено автором
Аналогичный механизм представлен в таблице 5 в отношении показателя средней суммы нарушения на одно контрольное мероприятие. Методика его применения аналогична первому показателю: преимущественное проведение контрольных мероприятий по группам объектов контроля с большей его величиной в сравнении со средним показателем. Так, по итогам 2024 года видно, что на местном уровне необходимо преимущественное проведение контрольных мероприятий в отношении государственных (муниципальных) органов, а на уровне регионов — в отношении государственных (муниципальных) органов и Г(М)УП. При этом на обоих уровнях необходимо сократить количество проводимых контрольных мероприятий у такой группы объектов контроля, как государственные (муниципальные) учреждения. На примере видно, что по двум показателям в отдельности выделяются различные группы объектов Г(М)ФК. Это объясняется тем, что количество выявленных нарушений прямо взаимосвязано с количеством проведенных контрольных мероприятий, а сумма выявленных нарушений не имеет определенной связи с остальными рассмотренными показателями .
3. Заключение
Таким образом, показатель количества выявляемых нарушений на одно контрольное мероприятие демонстрирует результативность органов Г(М)ФК по выявлению нарушений. А показатель средней суммы нарушения на одно контрольное мероприятие позволяет оценивать группы объектов контроля (причем могут быть использован любой классифицирующий признак) или отдельный объект контроля в аспекте финансовых объемов нарушений. Оба показателя при сравнении с медианными значениями и значениями в других выделенных подгруппах позволяют выделить наиболее результативные «зоны» объектов Г(М)ФК и наиболее нарушающие объекты контроля. Поэтому приведенные показатели способны предоставлять точечную информацию среди общей совокупности объектов контроля для повышения результативности Г(М)ФК и наибольшего охвата выявления по сумме нарушений посредством принятия управленческих решений.
Использование двух предложенных показателей возможно как при оперативной корректировке проведения контрольных мероприятий, так и при их планировании на очередной год. По мнению автора, это будет способствовать повышению эффективности проведения мероприятий контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований и позволит в следствие синергетического эффекта достигать лучших результатов реализации мероприятий национальных проектов. Таким образом, необходимо приводить все показатели к среднему по году, чтобы достигать максимальной эффективности от реализации контрольных мероприятий.
Также показатели возможно применять при планировании контрольных мероприятий на основе итоговых результатов по двум показателям за прошедший год. Так, по итогам 2024 года, в 2025 году необходимо на местном уровне увеличить количество контрольных мероприятий в отношении государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) органов. Особое внимание необходимо уделить государственным (муниципальным) органам на региональном уровне, так как они обозначаются обоими показателями как наиболее нарушающие. В отношении остальных групп объектов контроля на соответствующем уровне необходимо сократить количество контрольных мероприятий для снижения на них нагрузки по их проведению.