УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТАП: от ИДЕИ ДО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОДУКТА 

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/ECNMS.2025.9.4
Выпуск: № 2 (9), 2025
Предложена:
27.01.2025
Принята:
29.04.2025
Опубликована:
11.06.2025
39
2
XML
PDF

Аннотация

Развитие университетского технологического предпринимательства является областью вузовской активности, с вовлечением студентов в этот процесс, который предполагает развитие навыков проектной деятельности, достижение конкретных практико-ориентированных результатов. Цель исследования: рассмотрение процессов создания университетского технологического стартапа как объекта управления от этапа генерирования идеи до тестирования продукта (товара или услуги), с получением результатов на каждом из его этапов. Методы исследования: общенаучные методы, анализ теоретических источников. Результаты исследования: показано взаимодействие программ «Стартап как диплом» и Национального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»; показана взаимосвязь развития университетского технологического предпринимательства с основными теоретическими разработками в области открытых инноваций, поколений инновационных моделей; сформирована «Цепочка развития инновационной идеи университетского стартапа», состоящая из четырех этапов;  сформированы результаты в «Цепочке развития инновационной идеи университетского стартапа»  на каждом из четырех этапов во взаимосвязи с  управлением объектами интеллектуальной собственности.

1. Введение

Управление вузовским стартапом в рамках развития Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», стартовавшего в 2022 г. по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, выдвигает требование к его участникам в области понимания сущности происходящих процессов, доведения каждого из этапов университетского технологического стартапа до его завершения, формирования и управления его результатами в рамках вуза, а также внедрения результата во внешнюю среду вуза (производство, регион, бизнес).

Известно, что в 2024 г. Платформа университетского технологического предпринимательства (далее — Платформа УТП) объединила 742 тыс. студентов, выпускников и сотрудников вузов, 431 вуз является участником Платформы, количество стартапов и стартап-проектов достигло 27921, объем привлеченных инвестиций — 2,5 млрд. руб.

.

Цель исследования заключается в рассмотрении процессов создания университетского технологического стартапа как объекта управления от этапа генерирования идеи до тестирования продукта (товара или услуги), с получением результатов на каждом из его этапов. В работе использованы общенаучные методы, анализ теоретических источников.

2. Основные результаты

2.1. Платформа университетского технологического предпринимательства во взаимодействии с программой «Стартап как диплом»

В исследовании Д.М. Стажаровой представлен опыт развития университетского технологического предпринимательства на примере Университете ИТМО

. Она, опираясь на роль Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» как экосистемы университетского технологического предпринимательства, запущенного в российском образовательном пространстве в 2022 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, пишет, что в стране до 2030 г. «...должно появиться более 30 тысяч технологических предпринимателей»
,
. В работе Д.М. Стажаровой рассматривается опыт ИТМО в области подготовки технологических предпринимателей в стенах вуза: «Университет ИТМО системно реализует программы обучения и развития технологического предпринимательства с 2007 года. В рамках предпринимательского параметра целевой модели «ИТМО 2030» планируется, что к 2030 году объем доходов от контрактных НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) увеличится на 150%, уникальные разработки будут интегрированы в цифровую экономику РФ, а 4% выпускников будут иметь свой стартап или бизнес... В рамках стратегического проекта "ИТМО.Импакт" целью является подготовка совместно с партнерами специалистов и команд, способных быстро пройти путь от исследований через разработку и предпринимательство к обеспечению отдачи от своих разработок для общества и экономики. Инновационная деятельность ИТМО направлена на несколько целевых аудиторий среди которых: абитуриенты, студенты, ученые, индустриальные партнеры, стартаперы и предприниматели, действующие компании»
.

Составной частью подготовки технологических предпринимателей в Университете ИТМО являются программа «Стартап как диплом», привлекательная для студентов-участников программы и имеющая свои эффекты в образовательной, социальной, экономической сферах. Защита выпускной квалифицированной работы (ВКР) в виде стартапа означает возможность защиты в виде бизнес-проектов (бизнес-тезисов) в Университете ИТМО. Результативность программы подготовки технологических предпринимателей в Университете ИТМО, имеющая конкретные сроки реализации в течение учебного года (с сентября по май, включая участие в образовательных программах на факультете технологического менеджмента и инноваций), высока. Согласно исследованию Д.М. Стажаровой, в 2002 г. ИТМО является вторым российским университетом с самым большим количеством созданных стартапов, причем опыт данного университета может быть использован другими вузами «...при реализации программ развития студенческого предпринимательства»

.

В исследовании Савченко Е.Е. под платформой УТП рассматривается «...объединение знаний и ресурсов университетов, научно-исследовательских центров и бизнес-сообщества с целью стимулирования предпринимательства, технологического развития и коммерциализации научных разработок»

. В этой работе отмечается значение платформы УТП, способствующей формированию технологическую независимости «...национальной экономики от иностранных производителей оборудования», применительно – в том числе – к развитию транспортной стратегии в РФ, холдингу ОАО «РЖД»
.

В работе Радыгиной С.В. исследуется опыт Удмуртского государственного университета - участника федерального проекта «Приоритет 2030». Передовые университеты — участники федерального проекта «Приоритет 2030» — являются драйверами регионального инновационного развития, учитывая их роль в инициировании и развитии у обучающейся вузовской молодежи компетенций, востребованных промышленностью, бизнесом, сферой услуг

.

Данный вуз формирует платформу по технологическому предпринимательству. Отмечая первые результаты реализации проекта, автор показывает, что «платформа университетского технологического предпринимательства, создаваемая на базе Удмуртского государственного университета, характеризуется тем, что неотъемлемым элементом экосистемы университета является подсистема по предакселерации»

. Задачи предакселерационной деятельности со стороны наставников вузов следующие:

1) помощь студентам сгенерировать идеи для стартапов (с использованием индивидуальных и групповых технологий);

2) работа по трансферу в «...практическую плоскость превращения в реальные продукты, востребованные рынком товаров и услуг, результатов проводимых в вузе научных исследований»

.

В работе Радыгиной С.В. отмечается, что в вузе сформирован банк студенческих идей – потенциальных стартап-проектов, который включает 450 проекта. В течение 2022 г. студентами Удмуртского государственного университета было подано 37 заявок на конкурс «Студенческий стартап»

. Здесь необходимо отметить, что «...в Удмуртском государственном университете обучаются более 15 000 студентов по программам высшего образования, более 1500 студентов по программам среднего профессионального образования, также учатся более 130 аспирантов. При этом более 7800 студентов и аспирантов обучаются на бюджетных местах...»
. Важно подчеркнуть, что «Банк студенческих идей» – это практический пример применения открытых инноваций в процессе развития УТП. Вопрос открытых инноваций и открытых технологических платформ находится в фокусе исследования Г.И. Гумеровой, Э.Ш. Шаймиевой, А.А. Казимовой, причем теоретической основой данной работы является научная разработка Г. Чезброу о формировании и значении открытых инноваций в инновационной деятельности организаций
,
.

В исследовании И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, М.С. Кругловой, Л.Э. Кругловой вузовский стартап рассматривается со следующих позиций: во-первых, проектной сущности стартапа, во-вторых, с инновационной составляющей стартапа

. Авторы характеризуют программу «Стартап как диплом» как «катализатор роста числа стартапов»: экспериментальная инициатива впервые внедрена в 2017 г., с 2020 г. опыт вузов-первопроходцев стал тиражироваться в регионах Российской Федерации 
. Авторы выделяют следующие виды проектов в рамках программы стартап как диплом, реализуемые в вузе:

1) стартап как бизнес-проект, предполагающий продажи существующих продуктов или услуг;

2) технологический стартап, основанный на инновационных разработках;

3) стартап в сфере социального предпринимательства;

4) стартап в сфере креативных индустрий

.

Авторы отмечают недостаточную информированность студентов о программе «Стартап как диплом», преимуществах и возможностях, которые она открывает для ее участников

.

А.Н. Алексахин, А.В. Захаров, А.В. Шатравкина, С.А. Алексахина, М.А. Шохина в своем исследовании по оценке результатов и перспективы развития программы «Стартап как диплом» в условиях цифровизации общества отмечают эволюцию данной программы, ее продвижение в вузовской среде

. волюция программы УТП является стратегией развития УТП, имеющей свои цели, этапы, инструменты
. Согласно исследованию авторов, можно выделить следующие этапы данного процесса: 2017 г. — старт программы «Стартап как диплом»; 2017 г. — защита первого диплома как стартапа в Дальневосточном федеральном университете в области медицины; 2019 г. — защита последующих стартапов как дипломов в Томском государственном техническом университете по экономическим и инженерным направлениям подготовки. 2021 г. — 60 высших учебных заведений-участников программы «Стартап как диплом»; 2024 г.: более 100 российских университетов являются участниками программы «Стартап как диплом». «Результаты аналитического исследования центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub за первое полугодие 2023 года лидерами (ТОП-5) по количеству студенческих стартапов являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Нижний Новгород и г. Екатеринбург. Среди перспективных городов для запуска и реализации студенческих стартапов считаются Воронеж, Самара, Пермь, Калининград, Новосибирск, Краснодар
, что обусловлено наличием в вузах организационно-деловой инфраструктуры (кластеры, коворкинг-центры, акселераторы)»
. В выводах работы авторы отмечают возможность подключения в одну стартап-команду студентов разных вузов Приволжского Федерального округа (на примере Самарского университета имени академика С.П. Королёва)
.

В работе О.А. Провоторовой представлена статистика вовлеченности вузов в программу «Стартап как диплом»: «48 университетов включены в программу “Стартап как диплом” в 2019–2020 учебном году, что составляет всего 7% от общего числа образовательных учреждений высшего образования. Уже 101 университет вовлечен в программу в 2021–2022 учебном году, а 2023 году это число выросло в 5 раз – до 504» 

.

2.2. Результаты исследования: идея стартап как совокупность продуктовых и процессных инноваций; взаимодействие с открытыми инновациями и процессами виртуализации организации

Под «студенческим стартапом» в настоящей работе понимается «...совокупность научно-исследовательских планируемых и скоординированных действий по созданию, продвижению и реализации инновационного продукта, в том числе для привлечения инвестиций»

.

На Платформе УТП выделены следующие составляющие ее деятельности (или направления):

1) вовлечение студентов в среду техпреда (технологического предпринимательства) и формирование культуры предпринимательства. Здесь имеются в виду проведение тренингов, предпринимательских точек кипени;

2) генерация и запуск стартапа; здесь представлены этапы «Акселерация», сеть университетских стартап-студий, студенческий стартап;

3) инвестиции и развитие проекта: университетские венчурные фонды, возмещение инвестиций

.

Данные направления Платформы УТП соотносятся с известной цепочкой развития инновационной идеи, состоящей из следующих этапов (табл. 1).

Таблица 1 - Цепочка развития инновационной идеи, актуальная для университетского стартапа

Этап

Сущность

Результаты этапа

Вид объекта интеллектуальной деятельности

1

Генерирование идеи инновационного продукта (товара, услуги);

Идея старта

КДИ

Банк идей студенческих стартапов*

2

Разработка прототипа инновационного продукта (товара, услуги); разработка бизнес-модели продвижения данного инновационного продукта

Тестовые модели инновационного продукта (товара, услуги); MVP стартапа

КДИ

3

Защита результата исследовательской деятельности в виде конкретного объекта интеллектуальной собственности согласно Гражданскому Кодексу РФ, Части 4 (в случае коммерциализации данного продукта на территории РФ)

Патент, свидетельство на программу для ЭВМ и/или базы данных;

 

Патент и/или объект авторского права и/или КДИ

Публикации

 

Участие студентов проектной группы в конкурсах исследовательских работ на региональных и международных конференциях

Защита ВКР

4

Выпуск опытной партии инновационного продукта (тестирование услуги)

Опытная партия инновационного продукта (тестирование услуги); тестирование бизнес-модели продвижения стартапа в реальном и виртуальном пространстве

Примечание: * – в рамках конкретного вуза или платформы вузов-партнеров; ВКР – выпускная квалификационная работа; КДИ – конфиденциальная документированная информация; MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт); на основе [13], [14], [15], [16]

Идея университетского технологического стартапа, результатом которого должен стать инновационный продукт (товар или услуга) согласно направлениям Платформы УТП, формируется в результате следующих моделей инновационных процессов (согласно Э. Роджерса): во-первых, это результат собственных научно-исследовательских работ вузов; во-вторых, это потребность рынка; в-третьих, это результат технологических возможностей организации (вуза, работающего во взаимодействии с предприятиями-партнерами в рамках кластера) и учет потребностей рынка; в-четвертых, это результат параллельных работ всех служб организации (вуза) (данный вид модели инновационной деятельности не пригоден для всего вуза, а для той его части (подразделений), которые занимаются инновационной деятельностью в силу того, что у вуза основным видом деятельности является образовательная); в-пятых, это результат сетевой модели, под которой — учитывая тему настоящего исследования – можно понимать взаимодействие вуза (вузов), предприятий-партнеров, акселерационных программ, объединенных на одной платформе (это может быть платформа вуза или Платформа УТП)

. В каждом из перечисленных случаев разработчики университетского стартапа занимаются развитием продуктовой или процессной инновации, которая покрывает конкретную потребность, имеющуюся в настоящее время в социо-техническом обществе или формируют новую потребность. Учитывая потенциальную возможность коммерциализации данных ОИС, возникает необходимость защиты ОИС в Роспатенте, при соответствии условиям патентоспособности для объектов промышленной собственности
(табл. 1).

В процессе развития идеи вузовского стартапа разработчики интегрируются в процесс трансфера технологий из образовательной среды в производственную

С учетом необходимости развития студенческого технологического предпринимательства, а также с целью внедрения разработок, востребованных рынком, необходимо работать с «открытым бизнесом», то есть соответствовать требованиям бизнеса, производства с самого зарождения идеи студенческого стартапа
,
,
.

Формирование «банка идей студенческих стартапов» вузовского и межвузовского взаимодействия для повышения коммерциализации идей возможно расширить благодаря следующим теоретическим разработкам, мероприятиям:

1) пониманию «идеи стартапа» как совокупности продуктовых и процессных инноваций, которые далее, в процессе развития вузовского стартапа, подлежат защите на основе ОИС в Роспатенте;

2) анализу существующих ОИС (патентов на изобретения, полезные модели и т.д.), зарегистрированных в Роспатенте и обладающих ценностью для конкретного стартапа (здесь возможны улучшения или полная переработка идеи зарегистрированного патента);

3) пониманию процессов виртуализации организации (ее активов, инструментов управления и всей бизнес-модели), что позволяет развивать разнообразные варианты продвижения идеи стартапа в виртуальной среде;

4) использованию идей, сгенерированных моделями с использованием искусственного интеллекта, благодаря которым возможно формирование каталога идей в области, в частности, создания «умной среды» повышенной комфортности, с минимальными затратами (и другими условиями социально-экономической задачи), для людей с ограниченными возможностями в процессе их социализации (обучения, трудоустройства, бытовых условиях), то есть разработки проектов с высокой социальной значимостью для конкретного региона.

3. Обсуждение

Необходимо отметить вопросы, которые затрагивает настоящее исследование. Так, напр., актуальными являются вопросы финансирования стартапов и их взаимодействие с инвесторами. Эти вопросы рассматриваются в работе В.Г. Зинова, И.С. Федорова в связи с формированием авторами «...решения ключевой проблемы, сдерживающей развитие многопланового и долгосрочного сотрудничества вузов и научно-исследовательских институтов (НИИ) с индустриальными партнерами в связи с перспективами развития Центров трансфера технологий, получивших в 2021 г. гранты Минобразования России»

. В своей работе авторы анализируют Программу системной государственной поддержки трансфера технологий, которая включает «...модель взаимодействия между корпорациями и технологическими компаниями, реализующими проекты с участием научно-образовательным организациями (НОО), направленными на доработку и создание продукции под требования крупных корпораций»
. Отмеченные в нашем исследовании работы по диагностированию и защите ОИС стартапа являются составной частью такой модели взаимодействия между разработчиками стартапов на Платформе УТП и инвесторами данных стартапов, где инвесторами могут выступать как представители корпоративного венчурного бизнеса, так и сами крупные технологические компании, имеющие заинтересованность в научно-техническом сотрудничестве с вузами
. Здесь необходимо также отметить решение, предложенное на Платформе УТП по выделению в рейтинге Топ-1000 рейтинга Топ-50 и Топ-10 стартапов, которые максимально соответствуют требованиям инвесторов, то есть характеризуются высокой степенью готовности к инвестированию и найденными инвесторами, а также стартапов, которые представляют собой перспективное решений ранних стадий (на основе MVP проекта)
.

Отдельной темой, которую затрагивает наше исследование, является учет факторов, сдерживающих развитие технологического предпринимательства в вузах. Данная тема, на наш взгляд, является отдельной областью для исследования. Так, например, в монографии «Технологическое предпринимательство в университетах России: факторы сдерживания и ускорения» исследуются факторы, которые определяют продуктивность университетского технологического предпринимательства. В данной монографии выделены особенности университетского технологического предпринимательства в РФ

. Авторы монографии рассматривают эндаумент-фонды как инструменты поддержки предпринимательских инициатив вузов, которые «...формируются за счет благотворительных пожертвований для осуществления некоммерческих проектов»
,
. Таким образом, можно отметить динамику исследований по моделям поддержки университетского технологического предпринимательства в нашей стране с 2007 г. по настоящее время
,
.

4. Заключение

К основным результатам исследования можно отнести следующие:

– проведенный анализ трудов показал взаимодействие программ «Стартап как диплом» и Национального проекта «Платформа УТП»;

– показана взаимосвязь развития университетского технологического предпринимательства с основными теоретическими разработками в области открытых инноваций (Г. Чесброу), поколений инновационных моделей Э. Роджерса;

сформирована «Цепочка развития инновационной идеи, актуальная для университетского стартапа», состоящая из четырех этапов: генерирование идеи инновационного продукта (товара, услуги); разработка прототипа инновационного продукта (товара, услуги); разработка бизнес-модели продвижения данного инновационного продукта; защита результата исследовательской деятельности в виде конкретного объекта интеллектуальной собственности»; выпуск опытной партии инновационного продукта (тестирование услуги);

– сформированы результаты в «Цепочке развития инновационной идеи, актуальная для университетского стартапа» на каждом из четырех этапов во взаимосвязи с управлением ОИС: на первом и втором этапах результатами выступают идея старта, банк идей студенческих стартапов, представляющие собой КДИ; на третьем этапе его результаты (патент, свидетельство на программу для ЭВМ и/или базы данных; публикации; участие студентов проектной группы в конкурсах исследовательских работ на региональных и международных конференциях; защита ВКР) представлены в виде патентов и/или объектов авторского права и/или КДИ; на четвертом этапе, где результатами являются выпуск опытной партии инновационного продукта (тестирование услуги); тестирование бизнес-модели продвижения стартапа в реальном и виртуальном пространстве результатом также являются патены и/или объекты авторского права и/или КДИ.

– в целях внедрения разработок университетских технологических стартапов необходимо продолжить совершенствование механизмов трансфера вузовских технологий в производственную, бизнес-сферу.

Полученные результаты имеют значение для анализа собственного опыта участия в Платформе технологического предпринимательства (что является темой отдельного исследования), а также для всех действующих и потенциальных участников университетского технологического предпринимательства.

Метрика статьи

Просмотров:39
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:39