Роль малого бизнеса в экономике США
Роль малого бизнеса в экономике США
Аннотация
В статье анализируется развитие малого бизнеса в США, выявляются факторы, способствующие его динамичному росту. В ходе проведённого исследования был охарактеризован малый бизнес США как с теоретической точки зрения, так и на основе статистических показателей. Приводятся данные, характеризующие, вклад малого предпринимательства в общее развитие страны. Отмечается, что указанные достижения получили распространение благодаря благоприятному деловому и инвестиционному климату, высокой конкуренции, гибкости и адаптивности к инновациям, а также активной поддержке малого бизнеса со стороны государства. Делается вывод о том, что опыт ведения малого бизнеса в США и наилучшие практики, применяемые американскими предпринимателями, распространяются по всему миру и востребованы в других странах.
1. Введение
Устойчивое развитие экономики зависит от многих факторов, среди которых одним из ключевых является развитие малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес выступает базовым звеном рыночной экономики. Ориентируясь на потребителя, предпринимательская инициатива устремляется в те сферы, где возникает неудовлетворённый спрос, и уходит оттуда, где они перестают отвечать запросам рынка. Так формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции .
Малый бизнес присутствует практически во всех сферах экономики. Преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики более выражены, чем недостатки. Отсюда и вытекает специфика малого предпринимательства – пробуждаться в периоды экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Малое предпринимательство, как самостоятельный элемент рыночной экономики, способствует структурной перестройке экономики и развитию новых форм хозяйствования, увеличению общих объёмов производства и товарооборота, вовлечению денег в оборот и приросту денег в бюджет, обеспечивает занятость значительной части населения, а также создаёт благоприятную среду для развития конкуренции, без которой невозможно развития рынка, бизнеса и экономики в целом.
За счёт своей мобильности, гибкости и инновационного подхода малый бизнес способен быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, например, изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу и оперативно переключаться на производство новой продукции или предоставление новых услуг.
Соединенные Штаты Америки – страна с наибольшими возможностями для развития малого бизнеса (МБ). Это подтверждает статистика: США лидируют практически по всем показателям, характеризующим состояние МБ (табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели малого и среднего предпринимательства в США, Великобритании, Японии, Германии, ЕС и России, 2022 гг
Показатель | США | Великобритания | Япония | Германия | ЕС | Россия |
Количество МСП, млн | 33,4 | 5,5 | 3,6 | 2,6 | 22,8 | 6,2 |
Доля МСП в количестве предприятий, % | 99,9 | 99,9 | 99,7 | 99,5 | 99,8 | 99,8 |
Занято людей в МСП, млн | 58,7 | 16,4 | 32,2 | 18,4 | 84,6 | 15,1 |
Доля МСП в общей занятости, % | 48,8 | 60,7 | 68,8 | 54,4 | 64 | 26 |
Доля МСП в ВВП, % | 44 | 51 | 50 | 52 | 50 | 20 |
Примечание: по ист. [8], [4], [7], [11]
Приведенные данные подтверждают мысль о том, что уровень развития экономики, а также социальная, экономическая и политическая стабильность той или иной страны во многом зависят от степени распространения и развития малого предпринимательства.
2. Становление и развитие малого бизнеса в США
Американский бизнес прошёл длительный эволюционный период. История зарождения малого предпринимательства на американском континенте началась ещё в начальный период промышленной революции. Американцы всегда верили, что они живут в стране возможностей, где любой, у кого есть хорошая идея, решительность и готовность работать, может начать своё дело и процветать. Однако современные формы предпринимательство начало приобретать после окончания Второй мировой войны, когда началось активное развитие малого бизнеса. Большую роль в стимулировании развития малого бизнеса в послевоенное время послужило создание в 1953 году Федерального агентства под названием «Управление по делам малого бизнеса», защищающего интересы малого предпринимательства на уровне государства .
3. Современное состояние малого бизнеса в США
Число малых предприятий в США растет достаточно быстро: за 12 лет оно выросло на 18% (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика количества малых предприятий в США, 2014–2022 гг
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Количество малых бизнесов, млн | 28,2 | 28,4 | 28,8 | 29,6 | 30,2 | 30,8 | 31,7 | 32,5 | 33,2 |
Примечание: по ист. [8]
В 2022 году их насчитывалось порядка 33,2 млн. Несмотря на то, что в 2020 году началась пандемия COVID-19, количество малых предприятий в стране за год снизилось незначительно, поскольку многие компании начали активно переходить в онлайн.
В целом поступательно растет число занятых в области малого бизнеса (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика количества занятой рабочей силы в малом бизнесе и её доли от совокупного количества, 2014–2022 гг
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Занято частной рабочей силы в малом бизнесе, млн чел. | 55 | 56,1 | 56,4 | 57,9 | 58,9 | 59,9 | 60,6 | 61,2 | 61,7 |
Доля занятой частной рабочей силы в малом бизнесе, % | 50,1 | 50 | 49,3 | 49,5 | 49,2 | 49,1 | 48,7 | 48,4 | 46,4 |
Примечание: по ист. [8]
Однако динамика доли числа работников предприятий малого бизнеса в общем числе занятых неустойчива и определяется многими причинами внутреннего характера. Например, распределение правительством страны в 2020 году больших сумм в целях поддержки уровня жизни населения, привело к тому, что многие люди стали жить на пособия и бросили свою работу, что отразилось на показатели занятости за этот год. 9,6 млн рабочих мест было потеряно в США в период между маем 2020 г. и сентябрем 2022 г. . Согласно данным на 2022 год, на малых предприятиях США было занято около 61,7 млн человек, что составляет около 46,4 % от всей частной рабочей силы США.

Рисунок 1 - Отрасли экономики США с наибольшим количеством малых предприятий
Примечание: 2019 г.; по ист. [8]

Рисунок 2 - Отрасли экономики США с наибольшим количеством занятых в малых предприятиях
Примечание: 2019 г.; по ист. [8]
81,7% или 27,1 млн малых предприятий в США не используют наёмный труд. Таких компаний больше всего в таких отраслях, как: профессиональные, научные и технические услуги – 3,77 млн, операции с недвижимостью – 2,94 млн, а также транспортировка и хранение – 2,86 млн.
Малых предприятий, использующих наёмный труд, насчитывается порядка 6,08 млн или 18,32% от их общего числа. Из них в 5,43 млн от 1 до 19 сотрудников, а в оставшихся 650 тыс. от 20 до 499 сотрудников. Больше всего компаний, использующих наёмный труд, сосредоточено в таких отраслях, как: профессиональные, научные и технические услуги – 822,18 тыс., строительство – 729,36 тыс., а также другие услуги (кроме государственного управления) – 661,31 тыс.
Среднее количество занятых в одном малом бизнесе, использующем наёмный труд, оценивается в 10 человек.
Отдельно следует также упомянуть о том, что по данным на 2021 год 97,4% всех компаний-экспортёров в США являются малыми. Их насчитывается порядка 271,2 тысяч, а объём их товарного экспорта составляет внушительные 542 млрд долл. США. Это 35% от всего товарного экспорта страны .
4. Стартапы и их влияние на экономику США
В настоящее время одним из главных источников развития экономики служит такое явление, как «стартап», которое отличается амбициозностью и стремлением к открытию новых рыночных ниш, технологий, продуктов и услуг .
США один из мировых лидеров по количеству инновационных стартапов, а также лидер по количеству компаний-единорогов – предприятий, чья стоимость за год достигла 1 млрд долл. США. На 2023 в стране их насчитывается порядка 666, что составляет 49% от всех «единорогов» в мире .
Всего стартапы составляют примерно 51% от всех американских фирм и занимают долю около 25% в ВВП США. Их основные преимущества состоят в том, что они ориентированы на новые технологии и инновации, создают новые рынки или полностью трансформируют старые, стимулируют производства товаров и услуг, увеличивают занятость, а также оказывают прямые локальные воздействия на те территории, где они сосредоточены (приносят доходы в местные бюджеты, формируют богатство и стимулируют приток выпускников и опытных специалистов из других мест) .
Около 90% стартапов по итогу проваливаются. 20% в течение первого года, 30% в течение 2 года, 50% в течение 5 лет и 70% в течение 10 лет. Самые частые причины провала – это неправильное понимание рыночного спроса (42%), нехватка финансирования (29%), слабая команда основателей (23%) и высокая конкуренция (19%). Среди других причин также проблемы с ценообразованием, низкий спрос со стороны потребителей, плохой маркетинг и несвоевременность продукта.
5. Перспективные направления развития малого бизнеса в США
Опора на человеческий потенциал и динамичное генерирование инноваций была и впредь будет оставаться доминирующим фактором экономического развития США. При тесном взаимодействии частного и общественного секторов в американской экономике сформировалась и продолжает совершенствоваться многоотраслевая сфера инвестиций в развитие человека .
В стране продолжается масштабное обновление технологий, а также ожидается появление новых инструментов финансирования инноваций. Важным ресурсом экономического развития США остаётся иммиграция. Страна, занимающая лидирующее положение в мировой экономике, имеет также значительные преимущества в плане влияния на глобальное регулирование применительно к собственным интересам, но вместе с тем оказывается в большой зависимости от негативных внешних факторов, что, в частности, продемонстрировала внешнеэкономическая конъюнктура XXI века.
Имеется в виду, что именно развитие инноваций является самым перспективным направлением развития малого бизнеса в США на современном этапе. Инновации способствуют развитию не только бизнеса и научно-технической сферы США, но и её экономики в целом.
Среди ключевых факторов, обеспечивающих прирост инновационного потенциала США, можно выделить: высокий уровень НИОКР (на США приходится около трети мирового объёма); уникальная многоуровневая национальная инновационная система; качество ресурсного обеспечения; широкое развитие венчурного капитала и научно-технического предпринимательства; развитие высокотехнологичных кластеров и хабов глобального значения; государственное стимулирование НИОКР и коммерциализации технологий путём продвижения кооперации; развитие правового обеспечения защиты интеллектуальной собственности .
Одним из направлений инновационного развития малого бизнеса, получивших дополнительный импульс в результате пандемии COVID-19, стала электронная коммерция. В 2022 г. продажи через каналы e-commerce составили 1 трлн долл.
6. Заключение
Роль малого бизнеса в экономике США остаётся стабильно высокой и впредь будет увеличиваться: именно малый бизнес ежегодно создаёт множество новых рабочих мест, стимулирует развитие научно-технического сектора экономики США, открывает новые рыночные ниши, помогает рынкам адаптироваться в периоды рецессии, а также занимает значительную долю в ВВП и товарном экспорте США. Цифровизация предоставляет дополнительные возможности для развития малого бизнеса.