СОБЫТИЙНЫЙ БРЕНД КАК ОСНОВА СТАРТАПА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СОБЫТИЙНЫЙ БРЕНД КАК ОСНОВА СТАРТАПА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация
Событийный бренд как ядро стартапа креативных индустрий способен генерировать значительный туристский поток в регион, повышать имидж территорий по конкретным сегментам рынка. Событийный бренд креативных индустрий как инструмент фестивального менеджмента в составе менеджмента креативных индустрий исследован в работе на основе баз публикаций в Научной электронной библиотеке; баз данных по товарным знакам на цифровой платформе Роспатента; «Карте Event-услуг» Ассоциации коммуникативных агентств России. Методологией исследования выступает усовершенствованный авторами настоящего исследования подход, используемый на акселерационной площадке креативных индустрий «Путь ремесленника».
Результаты исследования: сформирован методический инструментарий по использованию цифровых ресурсов для формирования событийного бренда креативных индустрий с дальнейшей регистрацией его товарного знака в Роспатенте, включающий использование цифровых ресурсов: «Цифровая культура», «Реестр объектов нематериального культурного наследия», локальных (региональных) реестров объектов нематериального культурного наследия; цифровой платформы Роспатента; уточнены условия формирования успешного стартапа креативных индустрий на основе событийного бренда (фестивального менеджмента в стратегиях медиакультуры).
1. Введение
Участники проектной деятельности, стартап-движения в российском экономическом пространстве, стартовавшее ориентировочно с 2020 г., понимаемого в настоящем исследовании как вузовская активность, завершающаяся защитой стартапа как диплома одним участником или командой соавторов, находятся в поиске идеи стартапа, способного привлечь внимание грантодателей-платформ, обеспечивающим, с одной стороны, развитие проектной деятельности, стартап-движения (посредством оказания акселерационной поддержки, где осуществляется развитие компетенций обучающихся в рамках проекта, совершенствования самой идея проекта (стартапа)). С другой стороны, данные программы, платформы (в частности, в высшей школе данная активность реализуется в рамках программы «Стартап как диплом», студенческого технологического предпринимательства при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь.Гранты», проектов в рамках «Национальной технологической инициативы» (НТИ)) обеспечивают бесшовное взаимодействие в области «идея проекта, стартапа образовательного учреждения — ее реализация на предприятии в виде опытной партии». С третьей стороны, реализация идеи стартапа в области креативных индустрий способна — при определенных условиях — стать участником библиотеки лучших практик для обмена технологическими практиками между странами БРИКС, включая — в частности — номинацию «Когнитивные технологии и креативные экономика», а именно: кросс-культурный проект визуализации русской и китайской поэзии в VR, то есть технологии виртуальной реальности. Здесь речь идет об итогах конкурса BRICS Solutions Awards, состоявшегося в октябре 2024 г., где Россия создала библиотеку лучших практик для обмена технологическими практиками между странами БРИКС, в том числе, в области креативных индустрий. Таким образом, идея стартапа креативных индустрий на основе событийного бренда способна стать точкой притяжения внутреннего и внешнего туриста, в первую очередь, из странов-членов БРИКС .
Использование инструментария менеджмента креативных индустрий, взаимодействующих с событийными индустриями, позволяет поставить в фокус исследования, а в дальнейшем — и управления — событийный бренд как основу стартапа креативных индустрий, опирающегося на культурные, духовные ценности конкретного региона, а также ценности всероссийского, глобального характера (напр., освоение космоса и др.).
2. Методы и принципы исследования
Цель настоящего исследования заключается в уточнении условий формирования идеи стартапа креативных индустрий. Объектом исследования является научно-методическое пространство стартапа креативных индустрий, опирающихся на духовно-нравственные традиционные ценности в российском экономическом пространстве . Предметом — событийный бренд, являющийся ядром стартапа креативных индустрий, генерирующий значительный туристский поток в регион, повышающий имидж территорий по конкретным сегментам рынка (фестивальный менеджмент). Методологией исследования выступает усовершенствованный авторами настоящего исследования подход, используемый на акселерационной площадке «Путь ремесленника», заключающийся [здесь] в коммерциализации на рынке объекта креативных, событийных индустрий по формуле (рис. 1).

Рисунок 1 - Формула
Примечание: составлено авторами на основе [2]
1) труды авторов в Научной электронной библиотеке (НЭБ);
2) базы данных товарных знаков на цифровой платформе Роспатента (по категориям:
3) товарные знаки РФ, общеизвестные товарные знаки, международные товарные знаки);
4) материалы «Карты рынка Event-услуг» АКАР (Ассоциация коммуникативных агентств России).
Поиск в НЭБ производился по следующим условиям поиска:
1) за все время;
2) количество трудов в восьми типах публикаций:
3) статьи в журнале, книги, депонированные рукописи, диссертации, отчеты, патенты, наборы данных, гранты.
3. Событийный бренд как потенциал событийного туризма в российских регионах
В исследовании Я.А. Войновой рассматриваются вопросы событийного потенциала региона на основе формирования и развития его организационно-экономического механизма . В работе автором представлен перечень шестнадцати популярных мировых ежегодных событий, с выделением названия мероприятия, место проведения, его характеристики, без указания на креативные индустрии, характерные для соответствующего региона страны. На взгляд авторов настоящего исследования, предположительно следующие три события опираются на культурные традиции региона:
1) речь идет о празднике Oktoberfest, проводимый ежегодно в г. Мюнхен, Германия;
2) «Битва апельсинами (Италия (февраль));
3) «Rio Carnival» (Бразилия (февраль)) .
В разработанной Я.А. Войновой «труктурно-функциональная модели развития событийного туризма в регионе» отсутствует необходимость формирования бренда событийного мероприятия.
В работе В.Ф. Жуковой, Т.В. Карман отмечается специфика регионов, «…обусловленных культурно-историческим …своеобразием…» . В работе исследуется формирование гастротуризма как самостоятельного направления в Мелитопольском регионе. В данной работе отсутствует идея необходимости создания товарного знака фестиваля, с его дальнейшим развитием в событийный бренд.
Исследуя вопросы брендов Саратовской области в событийном туризме, авторы исследования — И.В. Коровникова, Г.В. Коровникова, С.Н. Макарова — перечисляют нематериальное богатство своего региона, к числу которых отнесены: «… фестиваль клубники в г. Балаково, фестиваль ухи в Вольске, фестиваль «Саратовский калач»…» и др. . Применительно к теме настоящего исследования научно-практический интерес имеет тема «…привлечение туристов на место приземления Ю.А. Гагарина…», где образ Ю.А. Гагарина является символом лучших качеств Человечества в его стремлении познать Вселенную . Здесь необходимо отметить, что мы имеем дело с «…артефактами и культурными пространствами, признанными сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия….» .
Ключевые аспекты в развитии темы в теории вопроса в российском экономическом пространстве:
а) понятие событийного бренда тесно связано с понятием «событийный потенциал» региона, которое исследуется как на примере российских, так и зарубежных регионов, однако понятие, сущность и необходимость формирования событийного бренда у автором отсутствует;
б) отсутствие соответствующих событийных брендов в российских регионах, обладающих артефактами значения глобального характера (освоение космоса) является малоизученной темой как с научно-теоретической, так и научно-практической точки зрения.
Под «событийным брендом» или «брендом событийных индустрий» (данные понятия рассматриваются в качестве синонимов) в настоящей работе понимается товарный знак в виде словесных, изобразительных, объемных и других обозначений или их комбинаций, имеющий высокую репутацию у покупателей как идентификационная система предприятия-правообладателя в области креативных, событийных индустрий .
Событийный бренд креативных индустрий находится в научно-методическом пространстве менеджмента креативных индустрий. Развитие креативных индустрий в российском экономическом пространстве, опирающееся на принятый ФЗ 08.08.2024 № 330-ФЗ, Приказ № 2931 от 20.10.2023. Креативные индустрии, опираясь на проектный характер создания объектов интеллектуальной деятельности (что является связующим фактором с понятием «событийных индустрий»), способны предлагать конкретные решения по созданию новых точек роста ВВП страны, ВРП регионов, на основе их богатого культурного наследия.
4. Результаты исследования: методико-прикладные аспекты формирования событийного бренда креативных индустрий
Исследование событийного бренда или бренда событийных индустрий в настоящей работе опирается на классификацию последних согласно «Карте рынка Event-услуг» АКАР. Здесь необходимо отметить объем событийного рынка в РФ, который составляет 161,1 млрд рублей (по состоянию на 2020 г.). На данном рынке работают 2 060 компаний, большая часть которых — микро- и малые предприятия . В 2022 г. совокупная выручка российских компаний, работающих в отрасли событийной индустрии, составила 197,5 млрд руб. Согласно ВНИЦ R&C, этот показатель немного меньше, чем в самом удачном для рынка 2018 году (208,1 млрд руб.), но на 8% больше, чем годом ранее .
Учитывая прикладной характер настоящего исследования, а также выявленную необходимость «…привлечения туристов на место приземления Ю.А. Гагарина…», на первом этапе настоящей работы работы нами проведен поиск товарных знаков (ТЗ) на цифровой платформе Роспатента по ключевому слову «Гагарин», по следующим условиям поиска: строгое совпадение (четкий поиск). Здесь необходимо отметить, что иные условия поиска, а именно «частичное сходство (нечеткий поиск)» в настоящей работе не использовались. Применительно к теме исследования необходимо отметить, что имя «Гагарин» является составной частью культурного кода нации, его духовно-нравственное достояние в области освоения космоса. В реестре записей Роспатента выявлено 14 записей, из которых:
– девять ТЗ принадлежит заявителю (правообладателю) Гагариной Галине Юрьевне;
– для трех ТЗ не указана дата истечения заявки;
– у одного ТЗ истек срок действия исключительного права (у ТЗ 2011701677);
– два ТЗ, для одного из которых истек срок действия исключительного права, обладают потенциалом для использования в качестве событийного бренда (2011701677 2024711026 (табл. 1).
Таблица 1 - Использование имени «Гагарин» в товарных знаках, зарегистрированных в Роспатенте (фрагмент)
Номер записи | Номер заявки | Дата подачи заявки/дата истечения заявки | МКТУ** | Заявитель/правообладатель | Изображение* |
1 | 2023774776 | 15.08.2023/не указан | 12, 37, 39, 40, 42 | Огарев Леонид Моисеевич | Гагарин |
2 | 2022716430 | 17.03.2022/не указан | 33 - аперитивы; арак; бренди; вина и др. | Общество с ограниченной ответственностью НЕВА | Гагарин |
3 | 2022797758 | 06.02.2024/30.12.2032 | 09 - автоматы для продажи билетов; 3D-очки; 3D-сканеры и др. | Гагарина Галина Юрьевна | ЮРИЙ ГАГАРИН |
41 - академии [обучение]; аренда комнатных аквариумов и др. | |||||
7 | 2023821416 | 07.12.2023/не указано | 09, 42 | ООО Урал Завод | ГАГАРИН УРАЛ ЗАВОД |
8 | 2011701677 | 16.12.2011/26.01.2021 | 38, 41 - издание книг … | Гагарина Галина Юрьевна | Юрий Алексеевич Гагарин |
12 | 2013714260 | 09.12.2015/25.04.2033 | 35 - реклама; менеджмент в сфере бизнеса и др. 36 - аренда недвижимого имущества и др. | Общество с ограниченной ответственностью Торгово-развлекательный центр Гагарин | г.Гагарин торгово-развлекательный центр |
14 | 2024711026 | 06.02.2024/не указано | 14, 16, 18, 22, 25, 27, 28, 35, 41 - воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий и др. | Свердловская региональная общественная организация Федерация самбо Свердловской области | Юрий Гагарин Первый космонавт |
Примечание: составлено авторами на основе [7]. Выделено жирным шрифтом относится к предмету настоящего исследования; * – здесь приведены в виде текста; ** – расшифровку классов МКТУ смотри по [7]
На основе полученных данных по использованию имени «Гагарин» в товарных знаках, зарегистрированных в Роспатенте по состоянию на 2024 г., при формировании идеи событийного бренда на основе ТЗ «Гагарин» участникам проектной деятельности, стартап-движения необходимо обсудить данную идею с правопреемниками и правообладателями (Гагарина Галина Юрьевна и Свердловская региональная общественная организация Федерация самбо Свердловской области) (табл. 1).
На втором этапе настоящей работы, на основе усовершенствованного авторами настоящего исследования подхода, используемого на акселерационной площадке «Путь ремесленника», заключающегося в коммерциализации на рынке объекта креативных индустрий по формуле (рис. 1) авторами сформирован методический инструментарий по использованию цифровых ресурсов для формирования событийного бренда креативных индустрий с дальнейшей регистрацией его товарного знака в Роспатенте, включающий использование следующих цифровых ресурсов:
1. «Цифровая культура» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России, где представлена информация о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
2. «Реестр объектов нематериального культурного наследия».
3. Локальные (региональные) реестры объектов нематериального культурного наследия, напр., ГБУ «Таткультресурсцентр».
4. Цифровая платформа Роспатента (рис. 2).

Рисунок 2 - Цифровые ресурсы для формирования событийного бренда креативных индустрий с дальнейшей регистрацией его товарного знака в Роспатенте: методические основы
Примечание:
составлено авторами. * – заключения соответствующего договора с правообладателем/наследником; МКТУ – международная классификации товаров и услуг; пунктирная рамка – в настоящей работе не рассматривается
В целях формирования идеи стартапа креативных индустрий на основе событийного бренда, для его развития на внутреннем, внешнем рынках, с привлечением внимания — в первую очередь — туристов из странов-членов БРИКС — на третьем этапе настоящей работы, нами апробирована идея стартапа креативных индустрий на основе термина «сабантуй» (народного праздника у татар, башкир, «праздник плуга») , .
Для термина «сабантуй» (в качестве «события-народного праздника) нами выявлено следующее:
1 этап: описание праздника представлено на ресурсах ««Цифровая культура», ГБУ «Таткультресурсцентр (на ресурсе Реестр объектов нематериального культурного наследия» информация не выявлена).
2 этап: в реестре записей Роспатента по ключевому слову «сабантуй» выявлено 29 записей, из которых: записи 9, 20, 24 и 25 могут относиться к «фестивальной деятельности». Для записей 9, 24 и 25 требуется уточнение сроков действия исключительного права (рис. 2, табл. 2).
Таблица 2 - Использование термина «сабантуй» в товарных знаках, зарегистрированных в Роспатенте (фрагмент)
Номер записи | Номер заявки | Дата подачи заявки/дата истечения заявки | МКТУ*** | Заявитель/правообладатель | Изображение* |
9 | 2015715576 | 27.05.2015/не указан | 41 - … организация досуга; | Общество с ограниченной ответственностью Центр платежей | Сабантуй |
20 | 2000712984 | 23.06.2000/ 23.06.2030 | 9, 30, 31, 39 35 - агентства по импорту-экспорту…организация торговых ярмарок для коммерческих или рекламных целей | Акционерное общество Башбакалея | Сабантуй* |
24 | 2016714100 | 22.04.2016/не указан | 12, 36, 38, 42, 45 41 - издание книг; организация досуга; организация и проведение конгрессов | Государственное автономное учреждение Технопарк в сфере высоких технологий ИТ-парк | StartupСабантуй |
25 | 2014710614 | 03.04.2014/не указан | StartupСабантуй** |
Примечание: составлено авторами на основе [14], [24]1. * – здесь приведены в виде текста; ** – в реестре Роспатента название представлено в цвета; *** – расшифровку классов МКТУ смотри [7]. Выделено жирным шрифтом относится к предмету настоящего исследования
1 – При развитии идеи стартапа необходимо учитывать возможность его продвижения в виде идеи, товарного знака в виртуальном пространстве. Данная тема исследована в авторской работе
.5. Обсуждения и дискуссии
Исследованные в работе вопросы развивают дискуссии в научной экономической литературе: основы данных дискуссий находятся в проанализированных работах авторов, в авторских работах. В исследовании T.M. Key, A.L. Keel, A.J. Czaplewski, E.M. Olson событийный бренд рассматривается на основе трех позиций: теорию переноса нарратива, нарратологию и понимание нарратива. В фокусе данной работы — стратегический сторителлинг для воздействия и аутентичности для конкретных сегментов рынка, потребителей области воздействия конкретного бренда, в том числе — событийного. Авторы исследуют вопрос «агентов по изменению активности бренда» в целях усиления клиентской базы — заинтересованной аудитории бренда в целях увеличения общей поддержки и влияния на активность бренда в различных областях деятельности организации (или события) . Данные вопросы, связанные с формированием положительного, привлекательного имиджа бренда в виртуальной среде, исследуемой в работе T.M. Key и соавторов, раскрываются в работе Д.О. Балихиной, Ю.М. Ершова . Здесь авторы используют бренд-коммуникации, социальные сети для развития винных фестивалей винодельческих хозяйств Крыма и Севастополя.
Исследование О.В. Залесской, Я. Мэйвэй, в фокусе которого — вопросы гуманитарного взаимодействия между Амурской областью (РФ) и провинцией Хэйлунцзян (Китай) на рубеже XX–XXI веков по настоящее время — вновь возвращает нас к аспектам сохранения, продвижения традиций духовных ценностей посредством фестивалей на основе событийного бренда . В работе авторы отмечают российско-китайские проекты, ставшие брендами данных территорий: «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства», российско-китайский фестиваль искусств «Амур — река дружбы» и др. Авторы рассматривают различные области взаимодействия российско-китайских гуманитарных отношений в сфере креативных индустрий с 1990-х годов по настоящее время: сфера живописи, киноискусства, ярмарки культуры и искусства. Необходимо отметить значительный потенциал в российско-китайском сотрудничестве в сфере креативных индустрий, на основе результатов настоящего исследования, в основе которого — менеджмент событийного бренда креативных индустрий .
6. Заключение
В завершении исследования можно сделать следующие выводы: условиями формирования успешного стартапа креативных индустрий на основе событийного бренда (фестивального менеджмента в стратегиях медиакультуры), с дальнейшей регистрацией его товарного знака в Роспатенте, выступают компетенции участников проектной деятельности, стартап-движения, их наставников в части использования цифровых ресурсов, а именно: «Цифровая культура», «Реестр объектов нематериального культурного наследия», локальных (региональных) реестров объектов нематериального культурного наследия; цифровой платформы Роспатента.
В работе уточнены условия формирования успешного стартапа креативных индустрий на основе событийного бренда (фестивального менеджмента в стратегиях медиакультуры), заключающиеся в необходимости:
1) регистрации товарного знака проекта (стартапа) креативных индустрий в Роспатенте;
2) использовании соответствующих цифровых ресурсов (цифровых платформ, акселерационных программ);
3) использовании сформированного авторами методического инструментария.
Полученные результаты предназначены для участников проектной деятельности, стартап-движения, участников «Платформы университетского технологического предпринимательства», а также наставников данных проектов. Кроме того, результаты могут быть полезны для специалистов в области креативных индустрий, с их локацией в регионах, проектных руководителей организаций креативных индустрий, включая событийные индустрии.
На основе полученных результатов возможно ожидать развитие рынка событийных индустрий посредством развития вузовских стартапов на основе событийного бренда. Для этого необходимо: во-первых, проводить статистическое обследование рынка событийных индустрий; во-вторых, проводить учет количества университетских стартапов креативных индустрий на Платформе университетского технологического предпринимательства, получивших инвестирование и имеющих в своей основе событийный бренд. Несмотря на то, что с 2022 г. на Платформе университетского технологического предпринимательства реализуется рейтинг Топ-50, под которыми понимаются стартапы, получившие инвестиции или близкие к коммерциализации, достоверных прогнозов по развитию рынка событийных индустрий на основе событийного бренда университетского стартапа сделать на момент исследования не представляется возможным.